Казахская Автомобильно-Дорожная Академия им. Л.Б. Гончарова

НИР и НОКР

Научно-исследовательская работа в КазАДИ им. Л.Б. Гончарова выполняется в Научно-производственном департаменте и на 4 кафедрах академии в соответствие со стратегическим научным направлением НИР по КазАДИ «Инновационное развитие проектирования, строительства, эксплуатации автомобильных дорог, транспортной техники и подготовки кадров для автодорожной отрасли Республики Казахстан».

Все научно-исследовательские работы, проводимые в КазАДИ, можно классифицировать следующим образом (рисунок 1):

Рисунок 1 - Научно-исследовательские работы КазАДИ им. Л.Б. Гончарова

Финансируемые НИР:

На основе грантового финансирования по заказу МОН РК выполнялись 2 темы:

- «Дробилка валковая с циклоидальным движением рабочих органов» (2012-2013 гг);

- «Разработка методических основ технического учёта, паспортизации и диагностики местных автомобильных дорог с использованием современных телекоммуникационных систем, приборов и оборудования» (2012-2014 гг).

 

По заказу ТОО «Мұнай Оңтүстік» выполнены следующие НИР:

- Разработка экспериментальной конструкции минизавода по приготовлению и хранению жидких противогололедных реагентов (2014 г);

- Теоретические и экспериментальные исследования конструкций дробильных машин со сложным движением рабочих органов (2015 г).

А также выполнены хоздоговорные работы по оказанию инжиниринговых, лабораторных и экспертных услуг для КаздорНИИ, ТОО "КСС E&C/Zambul zhol kurylys", ТОО "Алматы-Строй-Контракт", ТОО «Улкен тас», ТОО "ТОП Лтд", ТОО "АЗИЯЭНЕРГОПРОЕКТМОНТАЖ; Департамента агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции и др., в том числе:

- Оказание инжиниринговых услуг (технический надзор) по реконструкции автомобильной дороги "Шиели-Тайконур", протяженностью 78,822 км, участки с 62 км по 140,822 км в Шиелийском районе,Кызылординской области. (37 150 тыс. тенге);

- Оказание инжиниринговых услуг (технический надзор по капитальному ремонту а/д п.Таукент-рудник Канжуган протяжен. 22,3 км в Сузакском районе ЮКО (12 950 тыс. тенге);

- Оказание инжиниринговых услуг (технический надзор) по капитальному ремонту а/д Рудник Канжуган-рудник Мойынкум протяж. 15,794 км в Сузакском районе ЮКО (8 220 тыс. тенге);

- Оказание инжиниринговых услуг (технический надзор) на среднем ремонте верхнего строения участка железной дороги (Жанатас-Сузак) (6 400 тыс. тенге);

- Оказание инжиниринговых услуг (технический надзор) по капитальному ремонту искусственных сооружений на железнодорожном участке от ст.Жанатас до ст.Сузак (4 468 тыс. тенге);

- Оказание инжиниринговых услуг (технический надзор) по реконструкции автомобильной дороги "Шиели-Тайконур", протяженностью 11,178 км, участки с 140,822 км по 152 км в Сузакском районе, ЮКО (4 445 тыс. тенге) и др.

 

Инициативные поисковые научные исследования ППС поощряются руководством вуза. В соответствии с перспективным планом НИР кафедрами выполняются исследования по актуальным научным проблемам:

- Совершенствование проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и производства строительных материалов (2010-2015 гг);

- Повышение эффективности машин строительного производства на основе совершенствования системы эксплуатации, разработки и создания инновационных машин и их импортозамещающих рабочих органов (2013-2018 гг);

- Повышение экономической эффективности пассажирских перевозок в автодорожной отрасли Казахстана (2013-2016 гг);

- Дидактическая система развития познавательной самостоятельности студентов как средство повышения качества образования (2010-2015 гг).

Все вышеназванные НИР имеет государственную регистрацию и по всем завершенным темам составлены отчеты и сданы в НЦНТИ. Финансирование научных исследований в вузе за счет республиканского бюджета: 2013 г -25 400 тыс. тенге, 2014 г -10 600 тыс. тенге.

За счет хоздоговорных работ: 2013 г- 36 292 тыс.тенге, 2014 г -80 512 тыс. тенге; 2015 г - 78 127 тыс.тенге.

За счет средств НИОПК и вуза: 2013 г - 9 744 тыс. тенге, 2014 г - 7 644 тыс. тенге; 2015 г - 7 644 тыс. тенге.

Итого: 2013 г -71 436 тыс.тенге, 2014 г – 98 756 тыс.тенге; 2015 г – 85 771 тыс.тенге (рисунок 2), что в расчете на одного штатного ППС составляет соответственно 615,8 тыс.тенге, 1085,2 тыс.тенге, 942,5 тыс.тенге (рисунок 3).

Рисунок 2 – Финансирование НИР из различных источников (тыс.тенге)

 

Рисунок 3 – Объем финансирование НИР на 1 штатного ППС (тыс.тенге)

 

По приведенным данным можно сделать вывод, что, несмотря на общую тенденцию снижения в 2015 году объемов финансирования работ по РК в автодорожной отрасли, показатели КазАДИ остаются на довольно высоком уровне для образовательных учреждений.

Сотрудники КазАДИ также участвуют в НИР, проводимых в сторонних организациях, например доцент Абсатова М.А. является ответственным исполнителем проекта «Теоретико-методологические основы профессионального развития научно-педагогических кадров на этапе послевузовского образования», выполняемом по фундаментальным программам в КазПУ им. Абая, Нурпеисова Г.Б. - «Разработка проектно-конструкторской документации и изготовление комбинированной ветроустановки (ВЭУ) карусельного типа промышленного образца с высокими ТЭП», выполняемом по прикладным НИР в НИИ математики и механики КазНУ им .Аль-ФарабиМОН РК.

На основании международных договоров КазАДИ сотрудничает с 19-ю зарубежными вузами: Гентским университетом (Бельгия), Университетом Ататюрка (Турция); Автомобильным институтом «АДЖУ» (Южная Корея); Силезским техническим университетом, Высшей школой бизнеса (Польша);  Высшей школой Дегендорфа (Германия); МАДИ (ГТУ),СибАДИ,ТГАСУ(Россия);ТАДИ (Узбекистан) и др. КазАДИ является ассоциированным членов Межправительственного Союза Дорожников  (МСД). На XXXIV заседании МСД (12 сентября 2013 г., г. Дилижан, Республика Армения) было принято решение о создании Совета по образованию. Председателем Совета по образованию был утвержден Декан факультета транспортных коммуникаций Белорусского национального технического университета, д.т.н., проф. Бусел А.И., заместителем - Ректор КазАДИ им. Л.Б. Гончарова, д.т.н., проф. Кабашев Р.А.

С целью активизации НИР в рамках реализации стратегии КазАДИ за три года были проведены 1 международная, 2 межвузовские конференции, 1 выставка, 7 круглых столов, а также 6 семинаров учеными зарубежных вузов, в том числе:

-  20-21 июня выставка Новый кампус КазАДИ, где демонстрировался разработанный студентами Гентского университета проект нового кампуса КазАДИ;

-  21 июня 2013 г, «Городское планирование: Проблемы организации легкорельсового и веллосипедного транспорта в г Алматы», лекторы сотрудники Гентского университета MarcJacobs, PatrickGryson, ErikVanBelleghem, профессор КазАДИ д.т.н. Уразбеков А.К;

-   20 августа по 7 сентября сотрудники КазАДИ приняли участие в автопробеге по автомобильным дорогам "Новый шелковый путь";

- 14 февраля 2014 года был проведен Круглый стол «Развитие системы инженерного образования и инновационнойнаучно-исследовательской деятельности – ключ к совершенствованию автодорожной отрасли», посвященный реализации задач, поставленных в Стратегии 2050 и Послании Президента Н.А. Назарбаева к народу Казахстана 2014 г. В заседании приняли участие члены Научно-инновационного образовательно-производственного комплекса (НИОПК) и обсуждены насущные проблемы подготовки кадров и научно-инновационного развития автодорожной области;

-  С 14 по 30апреля 2015 года в рамках международного сотрудничества в области образования, по программе академической мобильности ППС кафедры были организованы курсы лекций профессора кафедры «Защита информации и систем связи» Юго-Западного государственного университета, г. Курск, д.ф-м.н В.П. Добрицы для студентов специальности «Информационные системы» на тему: «Нейронные сети», а так же для ППС КазАДИ «Инновационные методы оценки качества обучения» в объеме 72 часов.

-  26-30 октября 2015 годав рамках реализации Плана действий по региональному проекту по безопасности дорожного движения для стран Восточной и Средней Азии – TRACECA Безопасность дорожного движения II (EuropeAid/133698/C/SER/Multi, Проект, финансируемый ЕС) PhD, prof. Krsto Lipovac (University of Belgrade–Faculty of Transport and Traffic Engineering, Belgrade) провел семинары в КазАДИ им. Л.Б. Гончарова, в работе которого приняли участие ППС, студенты и магистранты КазАДИ, а также специалисты УДД г. Алматы, КаздорНИИ, КазНТУ им.К.И. Сатпаева, КазНАУ, Университета Алматы и др. В рамках данного семинара-тренинга были проведены полевые исследования на дорогах г. Алматы, в которых участвовали ППС и студенты КазАДИ с привлечением представителей УДД г. Алматы, предоставившими оборудование для контроля скорости автомобилей, по двум направлениям: «Использования ремней безопасности» и «Контроль соблюдения скоростного режима». Результаты были доложены на заключительный день. Достигнута предварительная договоренность с профессором Krsto Lipovac и ведутся организационные работы по запуску в 2016 году совместного НИР по безопасности дорожного движения для Казахстана с Университетом Белграда.

В рамках мероприятий Межправительственного союза дорожников (МСД) проведены:

- 20-21 июля 2014 года проведена Юбилейной Международной научно-практической конференции «Автомобильные дороги и транспортнаятехника: проблемы и перспективы развития», посвященной 100-летию со дня рождения Л.Б. Гончарова, первого министра автомобильных дорог Казахстана, лауреата государственной премии СССР. В работе конференции приняли участие ученые, представители вузов и специалисты дорожной отрасли из Бельгии, Канады, России, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Армении, Кыргызстана и Казахстана. Было зарегистрировано 372 участника конференции. Опубликован сборник трудов конференции. В рамках празднования 100-летия 27 сотрудников КазАДИ награждены памятными медалями и 15 - почетными грамотами МСД;

-  21 ноября 2014 г проведена презентации книги Чердабаева Т.Б. «Дороги мира: История и современность»;

-  ежегодно на выставке «КазАвтодор» эспонируются научные и образовательные достижения КазАДИ.

Цель этих мероприятий - повышение качества науки и образования, воспитание молодежи, решение актуальных вопросов интеграции образования, науки и производства. Итоги и результаты проведенных мероприятий были отражены в опубликованных сборниках материалов.


Назад